К
весне операторы запустили кампании по изменению тарифных планов. Суть
новшеств сводится к одному — заставить своих клиентов раскошелиться.
При этом недостатки мобильной связи остались те же: у одних операторов
— постоянные обрывы соединения, у других — непрозрачные тарифы, у
третьих — бесконечный спам из розыгрышей и завлекалок.
В результате украинцы начинают экономить на мобильных разговорах и
терминалах. По данным iKS Consulting, если до конца прошлого года наблюдался стабильный
рост количества абонентов мобильной связи, то уже в январе нынешнего года впервые
зафиксировано сокращение числа пользователей на шесть тысяч человек.
Шито-крыто
«Еще в январе соединение и разговоры внутри сети обходились мне бесплатно. Но уже в конце
февраля за десять минут «внутреннего» общения и два sms-сообщения с моего счета списали
10 гривен. При этом об изменении тарифного плана оператор предварительно не
сообщал», — сетует киевлянка Светлана, клиент оператора мобильной связи МТС. Дело в
том, что абонент не покупал ваучер МТС, а пользовался для оплаты связи автоматами. Как
пояснили Светлане в call-центре компании, это не рассматривается оператором как
своевременное пополнение счета, потому и повлекло за собой переоценку стоимости услуги.
Cюрпризом с удорожанием тарифов в последние два месяца украинцев «порадовали» сразу
несколько операторов (Life:), МТС).
К примеру, компания МТС изменила стандартную плату за соединение с 15 февраля для всех
абонентов предоплаченного сервиса. Как старые, так и новые клиенты МТС, Jeans, «Экотел»
по всем тарифным планам вынуждены выкладывать 0,33 грн. за соединение (ранее услуга
обходилась в 0,27 грн.). При этом, скажем, абоненты МТС о повышении цены узнали… из
газеты «Урядовий кур’єр» от 7 февраля.
С 23 февраля была введена поминутная тарификация исходящих звонков на все номера других
украинских операторов в ООО «Астелит». Из тарифного плана «Простой life:)» исчезла
возможность звонить на номера украинских операторов в течение 100 минут ежемесячно за
0,25 грн./мин. Вместо этого появился единый тариф — 0,35 грн./мин. При этом
Life:) стимулирует украинцев «говорить больше» методами кнута. По всем индивидуальным
планам оператор внедрил ежедневное списание 2 грн. со счета, если его пополнение не
производилось в течение 90 дней. Правда, списанные 2 грн. клиенту обещают компенсировать
возможностью бесплатно посудачить с другими абонентами Life:).
Еще один появившийся в последнее время подвох — измерение времени разговора не в
минутах, а в «полуминутах». По крайней мере, пользователей Life:) 28 февраля «обрадовали»
новостью о введении полной тарифной единицы времени в 30 сек. с первой секунды разговора
для шести тарифных пакетов («Свободный life:)», «Простой life:) классический», «life:)
Легкие деньги», «Супер life:) 30/50», «Life:) Platinum», DCC).
При этом в самих компаниях довольно туманно поясняют свою тарифную политику. Например, в
МТС «ВД» пытались убедить в том, что ценовые приоритеты компании — неизменны.
Виктория Рубан, эксперт компании МТС, заверила: «Большинство наших клиентов изменения
вообще не затронут. Мы незначительно корректируем условия некоторых тарифных планов и
дополнительных услуг, которыми наши абоненты пользуются нечасто и в небольших
объемах. Стараемся находить наименее ощутимые для абонентов решения по оптимизации
услуг».
«Оптимизация услуг», по словам других экспертов, бьет по кошельку абонентов вполне
ощутимо. Константин Степанов, руководитель аналитического департамента инвестиционной
группы «Сократ», считает, что операторы сейчас активно переформатируют существующие цены,
добавляя в тарифные планы новые функции. К примеру, если раньше пакет включал только
услуги голосовой связи и sms, то сейчас под видом лояльности к нему могут подключить mms
и мобильный интернет. Но благосклонность оператора не бесплатна. Ведь расширенный пакет
стимулирует человека использовать дополнительные услуги и тратить больше денег.
Одновременно мобильщики запускают акции, завуалированно заставляющие клиентов
раскошеливаться. Модной завлекалкой становится бесплатное общение с третьей минуты
разговора. Но среднестатистический украинец говорит две-три минуты максимум. Посему,
подключившись к рекламной «шаре», практически ничего не экономит.
Дело рук самих утопающих
Бороться с очередными ноу-хау операторов непросто. К примеру, бесполезно жаловаться
оператору на поток спама: компании, увы, не предпринимают никаких действий по его
ограничению. Повлиять на поток «разводов» можно, заблокировав номера, с которых приходят
«мусорные» сообщения. Только вот номера спамеров постоянно меняются. Заблокировав один
неугодный номер, вы в течение недели можете «познакомиться» еще с десятком других.
Большинство граждан, столкнувшихся с «мобильными» трудностями, предпочитают не тратить
время на разборки по поводу нелегитимного списания денег со счета или же технических
погрешностей. Однако если подвохи все же ощутимы для вашего кошелька, то попытаться
можно. Любопытный факт: в МТС в начале года поток жалоб от клиентов увеличился на 37% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это может говорить либо об ухудшении
качества работы оператора, либо о повышении результативности его реакций на жалобы. Удар
от повышения тарифов можно попытаться смягчить, сменив оператора, если вдруг цены на
привычный пакет зашкалят. На деле выбрать оптимальный пакет в соотношении цена-качество
рядовому пользователю непросто. Для этого надо провести несколько часов в раскапывании
«подводных камней» тарифов. Кроме того, в ситуации, когда тарифные условия постоянно
меняются, можно оказаться и в проигрыше.
По прогнозам опрошенных экспертов, во втором квартале действующие расценки на
голосовую связь мобильщики могут вновь взвинтить на 5-10%. Рядовых пользователей, считают
специалисты, опять попытаются заставить платить за утраченные договоры с крупными
корпоративными клиентами. «Главная причина изменения платы — падение доходов
операторов мобильной связи из-за потери операторами выгодных корпоративных
клиентов, — считает Олег Киреев, аналитик инвестиционно-банковского департамента
инвестиционной группы «Арт-Капитал». — Операторы мобильной связи вынуждены изменять
свои тарифные планы, заставляя тем самым рядовых клиентов платить больше».
Кроме того, ценовая политика «во многом зависит от решения вопроса по ставкам
взаиморасчетов между операторами, — поделился с «ВД» Антон Володькин, директор по
маркетингу Beeline. — Со стороны операторов, имеющих существенную рыночную долю, уже
звучат предложения о повышении этих ставок, что, конечно, чревато и повышением тарифов».
Еще одним неприятным «подарком» для пользователей мобильной связи может стать привязка
стоимости услуг к доллару. Но, по словам Константина Степанова, «это вероятно только при
нарастающей ситуации с девальвацией гривни».
Автор: Маргарита Ормоцадзе
|